Предложения по повышению производительности труда и анализ их эффективности
Отметим, что обучение может носить как индивидуальный, единичный, так и массовый характер. Кроме того, просматривается новейшая тенденция - введение в систему подготовки на местах элементов теоретического обучения. Роль теоретических курсов во внутрифирменном обучении заключается, на наш взгляд, в повышении уровня общего профессионального образования или повышении качества рабочей силы, а не просто адаптации имеющихся у персонала навыков к новому уровню производства и технологии.
Обучение в специализированных учебно-курсовых комбинатах на предприятиях. Эта форма подготовки и повышения квалификации встречается на предприятиях довольно редко - как правило, на крупных и в последнее время финансово устойчивых предприятиях, начавших возрождать когда-то пришедшую в полный упадок учебно-производственную базу.
Обучение в специализированных центрах вне предприятий, как правило, используется для подготовки специалистов для лицензированных видов деятельности.
Оплата обучения в учебных заведениях отдельных, особо нужных специалистов (целевая подготовка). Фактически это также возрождение старой практики.
В случаях необходимости массовой подготовки работников для работы на новом оборудовании предприятия находят смешанные организационные формы обучения, которые порождают дополнительные позитивные эффекты. Так, некоторым предприятиям удается развивать так называемый мультипликативный эффект обучения (когда профессионалы обучают местных работников, а те, в свою очередь, обучают остальных, становясь инструкторами - иначе говоря, обучение методом «снежного кома»). В этих случаях в организациях создаются предпосылки для естественного включения работников в процесс освоения техники и технологии, наблюдается волновой эффект саморазвития. Первоначально 1-2 работника проходят стажировку на фирмах-изготовителях. После их возвращения организуется обучение на рабочих местах, где обучившиеся выступают в качестве инструкторов и передают полученные знания, навыки и правила техники безопасности остальным работникам, которым предстоит иметь дело с этим оборудованием. Причем такой порядок обучения принимает вид не случайный, а плановый, возведенный в ранг фиксированной практики, так как затраты на стажировку учитываются при просчете альтернативных издержек на приобретение оборудования у различных поставщиков в качестве обязательного компонента.
Иногда внутрифирменное обучение выполняет функцию источника пополнения работниками «исчезающих» профессий.
Интересно, что обучение и аттестация работников в целях обеспечения инновационного процесса используются как при внешнем найме, так и при использовании механизмов внутренней мобильности.
Наиболее рациональный подход к повышению квалификации демонстрируют предприятия с участием иностранных инвесторов. Главная черта такого подхода - комплексность решения, одновременное и дифференцированное использование различных форм обучения.
Основным общим показателем экономической эффективности деятельности подразделений управления персоналом является рост производительности труда. Прирост производительности труда определяется через показатели:
· выработки продукции на одного работающего;
· экономии численности работников;
· снижения трудоемкости продукции.
Повышение освещенности на рабочих местах (замена ламп накаливания на люминесцентные), более рациональное использование рабочей площади и оборудования позволило сократить численность рабочих на 2 человека. Это оказало следующее влияние на прирост производительности труда - 3,57%.