Предложения по повышению производительности труда и анализ их эффективности
Задачей организации обслуживания рабочих мест является обеспечение бесперебойного их снабжения материалами и поддержание оборудования в хорошем техническом состоянии. Основное условие рационального обслуживания рабочего места заключается в том, чтобы придать этому обслуживанию профилактический характер. Это особенно важно в тех случаях, когда широко применяют многостаночную работу. Запасы сырья или полуфабрикатов, вспомогательных материалов и производственной тары необходимо возобновлять заблаговременно, прежде чем наступят перебои в работе. Готовую продукцию и отходы производства следует своевременно вывозить с рабочего места.
Режим труда и отдыха в течение смены предполагает установление продолжительности времени начала и конца работы и обеденного перерыва, а также периодичности и длительности других перерывов на отдых и в течение смены, увязку их с технологическими перерывами и т.д.
Перерыв на обед должен быть достаточной продолжительности и делить рабочий день на две равные части, при этом условия для приема пищи и отдыха должны быть благоприятными.
Кроме обеденного перерыва для рабочих многих профессий вводятся дополнительные кратковременные регламентированные перерывы на отдых. Перерывы должны вводиться в начальный момент появления усталости, так как при сильном утомлении они уже малоэффективны. Длительность их должна быть достаточной для снятия утомления и может быть определена на основе оценки тяжести труда и показателя утомления. При этом нужно учитывать, что частые короткие перерывы более эффективны, чем редкие большой продолжительности.
Как уже указывалось, очень важным резервом сокращения потерь рабочего времени является совершенствование коммерческой работы предприятие, связанное с бесперебойным обеспечением сырья и материалов. При этом коммерческая работа должна состоять из определения норм оборотных средств, а также поиск поставщиков.
В настоящее время на обучение и переобучение становится основным механизмом улучшения качества персонала и занимает одно из ведущих мест в списке мер по внедрению инноваций. Нами были выявлены и описаны наиболее широко используемые формы и виды обучения. Отметим, что использование той или иной формы зависит от целей обучения и характеристик целевой группы персонала (категории, степени дефицитности профессии на рынке труда, сложности профессии).
Можно констатировать тенденцию к возрождению на успешных предприятиях системы обучения и повышения квалификации на рабочих местах. Причины этого, по нашему мнению, достаточно разнообразны. Во-первых, это относительная дешевизна данной формы повышения квалификации. Во-вторых, обучение на рабочих местах как прежде, так и теперь является составной частью системы аттестации кадров и способом повышения заработка рабочих путем повышения разряда. В-третьих, при организации внутрифирменного обучения работникам передаются не только трудовые навыки и теоретические знания, но и элементы трудовой морали, культуры производства, обучаемые включаются в социальные сети предприятия. В целях институционализации наставнической функции кадровых рабочих и линейных руководителей необходимо выделение отдельной «педагогической» ставки наставника для обучения молодых рабочих в сборочном цехе ООО «РусКомплект». В целом предприятия, имеющие развитую систему обучения на рабочих местах, выполняют также важную социальную функцию - первичную профессионализацию и социализацию некоторых категорий работников (молодежь, безработные без стажа работы) или их переобучение.