Аспекты и структура информационного рынка
В 90-х годах появился еще один - самый перспективный - сектор рынка периодических изданий. Возник рынок электронной информации, на котором представлены электронные версии ряда газет и журналов, а также самостоятельные сетевые издания. С включением российских СМИ во всемирную сеть Интернет он быстро становится важнейшим сектором информационного рынка страны.
Так образовалась система рынков периодических изданий различных СМИ. Они взаимодействуют, влияют друг на друга, непрерывно конкурируют в борьбе за информационное пространство (см. рисунок 2).
Рис. 2. Схема информационного рынка по СМИ
Второй срез рынка периодических изданий - его структура, построенная по территориальному (региональному) принципу
(см. рисунок 3).
Рис. 3. Схемы территориальной структуры информационного рынка
Первичной его ячейкой является местный рынок, охватывающий один населенный пункт. Он возникает даже при наличии одной-единственной газеты или другого издания, распространяющего здесь информацию, и его покупателей. Местный рынок образуется быстрее, если в этом населенном пункте создается редакция газеты и работает местная типография. Но это не обязательное условие его возникновения, он может образоваться и в результате распространения - подписки и продажи периодических изданий, доставляемых в этот город из других центров, где действуют редакции СМИ. Элементом этого рынка становится даже единственный подписчик или постоянный читатель - покупатель газеты, живущий где-нибудь на одинокой ферме.
Объединение нескольких местных рынков приводит к образованию регионального информационного рынка. Его величина зависит от размеров территории, обслуживаемой Данным периодическим изданием. Региональные рынки, сливаясь, могут охватывать обширные районы страны, объединенные особенностями своего расположения или экономики. На таком рынке выступают информационные агентства, предлагающие свою информацию СМИ, действующим не только в его границах, но и в других регионах страны. Выходящие здесь периодические издания распространяются и за пределами своего региона.
Наибольшие масштабы имеет общенациональный (федеральный) рынок. Выходящие на него издания могут распространяться на всей территории России. На нем представлена вся система ее СМИ.
В конечном счете, российский общенациональный рынок периодических изданий сейчас представляет собой часть мирового информационного рынка, входит в охватывающую всю нашу планету систему СМИ. Все в этой системе взаимосвязано, взаимообусловлено. Мировой рынок питается информацией, поступающей из множества различных источников, в том числе из национальных СМИ. Значительную ее часть производят и продают российские СМИ, среди них - государственные информационные агентства ИТАР-ТАСС и РИА - «Новости».
Всемирная сеть Интернет усиливает этот процесс и создает неограниченные возможности для дальнейшего развития этого рынка и одного из его аспектов - рынка периодических изданий.
Рынок распространителей.
Он занимает положение между рынком продавцов и рынком покупателей. Распространители периодических изданий стали играть важную роль в процессе обмена между производителями - продавцами информации и ее покупателями. От распространителей во многом зависят результаты конкурентной борьбы между периодическими изданиями.