Аспекты и структура информационного рынка
Рынок предлагает и множество различных средств малой оргтехники. Ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны, цифровые фотоаппараты и другие механизмы и приспособления, облегчающие работу журналистов и технических сотрудников редакций и студий, производятся отечественными и зарубежными фирмами и предприятиями. Спрос на них стабилен и встречает все более разнообразное предложение.
Рынок материалов.
Для каждого СМИ сообразно с его спецификой требуются особые материалы, без которых производство продукции невозможно. Он делится на сегменты - в зависимости от назначения материалов. Крупнейший из этих сегментов - материалы, необходимые для выпуска печатных периодических изданий. Это прежде всего бумага. Ее не случайно называют хлебом печати. Состояние рынка бумаги
сильнейшим образом сказывается на любой газете, любом журнале. Колебания цен на бумагу могут поставить под угрозу их существование.
Наряду с бумагой для выпуска печатных периодических изданий нужны и так называемые расходные материалы
- бумага для факсов и ксероксов, фотоматериалы и многое другое, что требуется для непрерывной работы редакционной техники и запасы чего необходимо все время пополнять.
Для производства своей продукции редакциям и компаниям СМИ требуются и нематериальные - информационные - ресурсы. Это различные виды социальной информации - научной, технической, статистической, рекламной и др. В редакциях она подвергается переработке и затем наполняет газетные и журнальные выпуски и телерадиопередачи. Основную ее часть производят сами журналисты - сотрудники СМИ. Однако некоторую ее долю они по разным причинам произвести не могут и вынуждены покупать на рынке информации и идей. Использовав все ресурсы, необходимые для производства своей продукции, СМИ выходят с ней на рынок. Это собственно информационный рынок, где информация превращается в товар. Вместе со своими носителями - периодическими изданиями - она попадает в рыночную среду. Все, что их окружает, способствует обмену - продаже и покупке нового товара или мешает этому процессу.
В пространстве этой среды действуют несколько рынков. По своему характеру это рынки продавца.
Главную роль на них играют продавцы, цель которых - продажа своих товаров. К ним относятся рынки информации и идей, периодических изданий и рынок распространителей.
Рынок информации и идей.Для него характерно состояние постоянного дефицита информации. Спрос здесь всегда превышает предложение. Редакции различных СМИ испытывают непрерывную потребность в различной информации - событийной, новостной и в комментирующей, аналитической. В соответствии с их запросами на рынок поступает информационный товар различных видов и из разных источников. Самый большой сегмент этого рынка составляет журналистская информация - политическая и экономическая, культурная и развлекательная. Важнейшую ее часть дают сотрудники самих редакций, остальное - внередакционные авторы и структуры. Соотношение этих частей и объемы разных видов информации зависят от размера редакционного коллектива, организации его работы и умения использовать различные новостные источники. Если для крупных общенациональных газет большую часть информации доставляют журналисты редакции и собственные корреспонденты, то многие местные издания получают основную часть информации о событиях у информационных агентств.