Обзор методов стратегического планирования на предприятии
Стратегическое планирование деятельности ЗАО «КРТ» ориентируется в основном на удовлетворение всех потенциальных потребителей своей продукции.
В связи с этим на предприятии осуществляется прогнозирование новой конкурентоспособной продукции, что подразумевает систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимой предприятием продукции.
Прогнозирование конкурентоспособной продукции является обязательной частью стратегического планирования на предприятии.
В процессе прогнозирования новой продукции используются различные методы: экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов, экспертов или экспертов-менеджеров различных уровней управления, экстраполяции или статистические оценки, основанные на аналитической обработке имеющихся данных об объеме прогнозирования за прошлый период и распределении обнаруженных тенденций его развития на будущее время, моделирование или экономико-математические методы, предусматривающие создание технической, структурной либо математической моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии, как с внутренними, так и с внешними факторами.
Также на предприятии проводится изучение рынка сбыта продукции и поиск заказчиков. Данный процесс тоже разработан в соответствии с требованиями ИСО 9001 и включает действия по изучению рынка сбыта и поиску заказчиков. Процесс изучения рынка сбыта продукции и поиска заказчиков проходит по модели (Приложение 9). Цель процесса - обеспечение руководства ЗАО «Курскрезинотехника» всей необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития ЗАО «КРТ».
В соответствии с Системой менеджмента качества и Руководству по качеству на ЗАО «Курскрезинотехника» для построения стратегии предприятия проводятся исследования по всесторонней и объективной оценке удовлетворенности потребителей.
Оценку удовлетворенности потребителя проводят на основе анализа собранной информации. Внешними источниками информации являются анкетирование и интервьюирование потребителей на выставках, выставках-ярмарках, конференциях, данные анкетирования и опроса новых и постоянных потребителей, претензии, рекламации и устные пожелания потребителей. Внутренними источниками информации служат отчеты специалистов ЗАО «КРТ» о рабочих командировках, выставках (выставках-ярмарках, конференциях), данные об изменении объемов продаж каждого вида продукции или групп продукции, данные о потерянных (ушедших) потребителях, анализ заявок (заказов), данные самоанализа (сведения работников отделов продаж о потребителе, предложения и пожелания специалистов отделов продаж).
Джери Джонсон отмечает, что «measuring the effectiveness of the organizational strategy, it's extremely important to conduct a SWOT analysis to figure out the internal strengths and weaknesses, and external opportunities and threats of the entity in business» (оценивая эффективность стратегии организации, важно руководствоваться SWOT - анализом, с помощью которого можно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы для компании со стороны рынка) [2, с. 56].
Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.
SWOT - анализ является важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии предприятия. Его цель - дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает предприятие.