Государственная политика регулирования занятости в жилищном строительстве
Переход к модели активного рынка труда был подкреплен широким набором мер, среди которых: содействие профессиональной подготовке и переподготовке, ориентированной на занятость, стимулирование активных поисков работы и содействие занятости, включая и самозанятость, финансовое содействие созданию рабочих мест; субсидирование занятости для социально незащищенных слоев; развитие различных видов информационных и консультативных услуг в помощь ищущим работу, а также фирмам и предприятиям по вопросам организации труда и трудовых отношений.
Особое место в модели активного труда отводится мерам помощи регионам. Они включают в себя: содействие уровня экономического развития регионов, предотвращению районов к экономическому застою; финансовую и информационно-консультативную предпринимательству в соответствующих регионах, а также координацию деятельности различных организаций и осуществляемых ими региональных программ в сфере труда и занятости.
В целях улучшения организации работы по обеспечению занятости населения, усиления координации деятельности министерств и ведомств при возникновении ситуаций на рынке труда в отдельных регионах и выработке мер по комплексной финансово-экономической поддержке этих территорий Правительство РФ от 3 мая 1994 г. было принято специальное постановление: "О мерах по обеспечению занятости населения в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации". Аналогичные нормативные документы приняты в соответствующих регионах, и в частности, в Республике Дагестан.
В соответствии с постановлением Правительства РД от 3 декабря 1994 г. "О мерах по обеспечению занятости населения в случае критических ситуаций на рынке труда в Республике Дагестан" создана и действует правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда на отдельных территориях. Ее основными задачами являются:
определение мер по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах; разработка критериев для отнесения городов и районов республики к критическим ситуациям с учетом состояния труда, масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождение работающих, складывающегося уровня безработицы;
определение городов и районов республики, в которых складывается критическая ситуация на рынке труда; координация деятельности Министерств и ведомств РД, администраций городов и районов, предприятий и организаций по реализации мер финансово-экономической поддержки районов и городов с критической ситуацией на рынке труда;
осуществление контроля за своевременным представлением работодателями сведений о предполагаемых массовых высвобождениях и мерах по их сдерживанию, оперативным информированием органами службы занятости об имеющихся на предприятиях свободных рабочих местах и вакансиях и т.п.
Реализация предписаний указанного постановления сыграла в Республике существенную роль в сохранении значительного количества рабочих мест, тем самым уменьшив потенциальный рост масштабов безработицы. С точки зрения социальной защиты занятости эта мера оправдала себя но, с другой стороны, она привела к росту скрытой безработицы, уровень которой в республике и без него достаточно высокий. Кроме того, формальное сохранение рабочих мест, не производящих какую-либо продукцию, противоречит законам развития рынка, принципам свободы товаропроизводителя и самостоятельности работодателя. Несмотря на неоднозначность этих последствий, все же меры по регулированию рынка труда нельзя не признавать как прогрессивный шаг в региональной политике занятости.
1 2