Государственная политика регулирования занятости в жилищном строительстве
В условиях переходной экономики меняются сущность, содержание, принципы, виды и формы занятости. Рыночная система формирует новое экономическое поведение и отношение к труду, развивает хозяйственную инициативность и предприимчивость. Экономическая самостоятельность граждан в выборе формы участия в общественном производстве и вида занятий сочетается с усилением их ответственности за возможные негативные последствия при самодеятельном предпринимательстве. Меняются также цели, задачи, формы и рычаги управления занятостью. Отказ от монопольного права на обеспечение граждан гарантированной работой и политики полной занятости выдвигает в число главных задач государства создание такой модели рынка труда, которая содержала бы как элементы эффективного использования трудовых ресурсов, так и социальную их защищенность.
Формы и методы государственного регулирования занятости детерминированы конкретной ситуацией в социально-экономическом развитии страны. На отдельных этапах исторического развития экономическая роль государства может быть либо незначительной, либо всеобъемлющей. Но в том и в другом случае при формировании и становлении смешанной экономики роль и значимость государства в регулировании занятости должна определяться с учетом неизбежной цикличности общественного производства и появления безработицы.
Возрастание роли государства в регулировании занятости и рынка труда в мировом масштабе обусловлено обострением проблемы безработицы и занятости как в индустриально развитых странах, так и в странах, где рыночная экономика только начинает формироваться и функционировать. Арсенал форм, методов и рычагов государственного регулирования занятости и трудовых отношений многообразен. Он включает в себя законодательные и нормативные акты, экономические, и административные методы, организационные мероприятия, коллективные договоры, трехсторонние комиссии и т.д. Стабилизационная функция государства главным образом проявляется в финансовом и налоговом влиянии на уровень производства, занятости, инфляции в сдерживании безработицы, создании новых рабочих мест. В качестве основных экономических рычагов регулирования занятости и рынка труда выступают: налоги, финансы, кредит, цена, прибыль.
Непосредственными органами управления, занимающимися вопросами регулирования трудовых отношений, выработки политики занятости, создания новых рабочих мест, организации общественных работ, подготовки и переподготовки незанятого населения являются службы занятости, министерства труда, центры трудоустройства (бюро трудоустройства по занятости населения, биржи труда и т.д.). Подобные организации функционируют в различных формах практически во всех странах мира.
Государственное регулирование занятости в каждой отдельно взятой стране или отрасли (как жилищное строительство) может иметь свою специфику, обусловленную историческими, социальными, политическими, экономическими, культурными, этническими, религиозными, природными и другими особенностями. Для сферы жилищного строительства основным вариантом регулирования занятости может быть модель активного рынка.
Смысл модели активного рынка труда состоит в создании благоприятных условий возможно более высокого и стабильного уровня занятости путем стимулирование как спроса на рабочую силу, так и ее предложение. В этих условиях центр тяжести социальной политике был перемещен с борьбы с негативными явлениями (оказание материальной поддержи безработным) на деятельность по созданию условий, препятствующих их возникновению и распространению, упор на инвестирование в человеческие ресурсы.
1 2