Основные этапы стратегического планирования деятельности предприятия
Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов процесса стратегического управления, однако три ключевых этапа являются общими для всех.
Рисунок 2 − Этапы разработки стратегии
В соответствии с рисунком 2, выделяют следующие этапы разработки стратегии организации:
стратегический анализ;
стратегический выбор;
реализация стратегии [52, с. 125].
Рассмотрим каждый этап подробнее.
. Стратегический анализ. Этап стратегического анализа предполагает исследование положения организации, для чего изучаются изменения во внешней среде организации и оцениваются те преимущества (недостатки) ресурсов организации, которые она может иметь при данных изменениях.
Основная цель стратегического анализа − оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации. Можно выделить следующие три компонента стратегического анализа [53, с. 87].
.1. Цель, задачи, ожидания и полномочия.
Важным этапом при планировании является определение миссии организации и выбор целей. Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия −
основная главная цель организации, ради которой она и создана [34, с. 36].
Миссия организации - это, в широком смысле, философия, предназначение организации, а в узком смысле - определяет принципы ее деятельности и типичные отличные от других организаций [55, с. 37].
В порядке степени влияния, на выработку миссии оказывают воздействие следующие 6 групп субъектов: собственники организации, сотрудники, покупатели, деловые партнеры, общество в целом.
Миссия демонстрирует внешнему окружению (клиентам, партнерам и т.д.) чем она может быть полезна в долгосрочной перспективе, обеспечивает направление и ориентиры для разработки стратегических и оперативных целей, является главным критерием оценки перспективных и текущих управленческих решений, указывает сотрудникам возможные направления достижения личных целей в длительной перспективе. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. [56, с. 110].
Миссия организации является основой при формулировке ее целей.
Цели организации − результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность [54, с. 78].
Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Стратегические цели - это цели деятельности организации, достигаемые к концу стратегического цикла - 1,5-3 года. Как правило, они устанавливаются в 4 сферах: доходы, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность.
Правильно сформулированные стратегические цели должны удовлетворять следующим требованиям: быть достижимыми, гибкими, измеряемыми, совместимыми с миссией, приемлемыми для основных субъектов влияния, функциональными, избирательными, должно быть большое количество, реальными, конкретными.
На основании целей выдвигаются задачи. Миссия и цели - служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития [51, с. 61].