Система стратегического планирования
В последующем результаты такой оценки используются для принятия решений относительно того, какие направления деятельности (отдельные продукты) следует или поддерживать, или максимально использовать на ограниченном интервале времени («снимать урожай» с рынка), или ликвидировать [42, с. 212].
Оценка степени привлекательности различных идентифицированных бизнес-единиц организации обычно осуществляется по двум направлениям:
) привлекательность рынка или отрасли, к которой принадлежит бизнес-единица;
) сила позиции данной бизнес-единицы на данном рынке или в данной отрасли [49, с. 128].
Первый, наиболее широко распространенный метод анализа СХЕ основан на применении матрицы «скорость роста рынка - рыночная доля» (матрица Бостонской консультационной группы - БКГ); второй - на применении решетки планирования СХЕ (матрица корпорации General Electric или Мак-Кинзи) [37, с. 56].
Третьим уровнем стратегии является оперативный или функциональный уровень. Здесь в рамках каждой единицы бизнеса формируется план, направленный на достижение целей производства и сбыта отдельных продуктов на определенных рынках. Исполнители не имеют возможности оценить всю широту картины, однако они отвечают за развитие функциональных стратегий, которые вписываются в стратегические задачи, поставленные управляющими на корпоративном уровне и уровне предприятия. Финансовые органы дают существенную информацию для формулировки стратегии и обеспечивают меры по оценке степени воплощения ее в жизнь [48, с. 65].
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что стратегия корпоративного уровня определяет направление развития организации в целом, на уровне бизнес-единиц происходит выработка целей и стратегий организации для определенных зон хозяйствования, а на уровне оперативного управления создаются предпосылки и условия для решения стратегических задач.
1 2