Что означает управленческая синергия?
Синергия имеет свои особенности, которые заключаются в том, что она при выполнении определенных условий наступает и дает результат превосходящий ожидания. Синергический эффект (разницу между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов отдельных факторов, действующих независимо) можно получить в разных сферах: на рынке, в издержках, в технологии, в управлении.
В теории управления синергия означает увеличение эффективности компании, образовавшейся после слияния нескольких фирм, по сравнению с суммарной эффективностью ее частей до объединения.
Управленческая синергия - обусловлена экономией управленческих затрат, значительно меньшим количеством неэффективных управленческих решений в силу высокого профессионального уровня менеджмента и спецификации его деятельности.
К условиям достижения синергетического эффекта можно отнести следующие:
• Постановка четких целей на всех уровнях иерархии.
• Доведение поставленных целей до всех сотрудников.
• Приоритет - планам, нацеленным на создание дополнительной стоимости.
• Сбалансированность краткосрочных выгод и долгосрочных ценностей.
• Постоянный контроль и анализ процесса преобразований.
• Прозрачность, разъяснение сотрудникам политики преобразований.
• Создание и внедрение новых технологий
• Создание и распространение новых продуктов
• Выход на новые рынки
• Укрепление конкурентных позиций на рынке.
Управленческая синергия - наиболее спорный и наименее понятный элемент стратегии, часто связанный со стратегией приобретений и слияний. Идея перенесения системы управления, эффективной в одном деле, на другие часто служит серьезным аргументом при заключении подобных сделок, хотя примеров неудачного осуществления этой идеи можно было бы привести, вероятно, столько же, сколько и примеров успеха. Стремление получить управленческую синергию иногда основывается на наивной вере в универсальность управления, в то, что те же характеристики системы управления, которые позволяют ей функционировать успешно в одном окружении, дадут хорошие результаты и в другом.
В качестве примера сделки по слиянию с проявлением эффекта синергии можно привести действия одной из крупнейших ТНК на рынке потребительских товаров - Unilever в конце 90-х гг. ХХ в. Англоголландская группа Unilever, выпускающая продукты питания и товары ботовой химии, объявила о слиянии с Bestfoods - самой «лакомой» компанией на американском рынке продуктов питания. Ее наиболее известные брэнды - Hellman’s, Mazola и Skippy. В результате сделки на глобальном рынке возникла компания с годовым объемом продаж продуктов питания 30,4 млрд. долл., т. е. вторая по величине после швейцарской Nestle (45,9 млрд. долл. в 1999 г.). При этом общий годовой объем продаж Unilever, включая хозяйственные товары, составил 52,3 млрд. долл. По предварительным подсчетам, поглощение Bestfoods сократит объем годовых издержек Unilever на 750 млн. долл. Кроме того, слияние вывело группу в лидеры рынка и создало базу для дальнейшего роста в момент, когда уровень продаж нескольких брэндов Unilever начал снижаться.